Таможенное законодательство и валютный контроль

Приказ ФТС России от 18.10.2016 № 1986

В целях повышения эффективности организации работы подразделений валютного контроля таможенных органов Российской Федерации ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить типовое положение о подразделении валютного контроля службы федеральных таможенных доходов регионального таможенного управления (приложение N 1) и типовое положение о подразделении валютного контроля таможни (приложение N 2).

2. Начальникам региональных таможенных управлений (далее — РТУ) обеспечить в месячный срок на основании типового положения о подразделении валютного контроля службы федеральных таможенных доходов РТУ разработку соответствующих положений, их представление на согласование в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России и утверждение в соответствии с установленным порядком.

3. Начальникам таможен в месячный срок обеспечить на основании типового положения о подразделении валютного контроля таможни разработку соответствующих положений, их представление на согласование в вышестоящий таможенный орган Российской Федерации и утверждение в соответствии с установленным порядком.

4. Признать утратившими силу:

1) приказ ФТС России от 3 марта 2011 г. N 478 «Об утверждении типовых положений о подразделениях валютного контроля таможенных органов»;

2) приказ ФТС России от 26 августа 2011 г. N 1757 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 3 марта 2011 г. N 478»;

3) приказ ФТС России от 5 апреля 2013 г. N 665 «О внесении изменений в типовое положение о подразделении валютного контроля службы федеральных таможенных доходов регионального таможенного управления и типовое положение о подразделении валютного контроля таможни, утвержденные приказом ФТС России от 3 марта 2011 г. N 478»;

4) приказ ФТС России от 23 июня 2014 г. N 1171 «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу ФТС России от 3 марта 2011 г. N 478»;

5) приказ ФТС России от 15 сентября 2014 г. N 1771 «О внесении изменения в типовое положение о подразделении валютного контроля таможни, утвержденное приказом ФТС России от 3 марта 2011 г. N 478».

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России Давыдова Р.В.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Т.Н.Голендееву.

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ СЛУЖБЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

(в ред. Приказа ФТС России от 19.06.2020 N 552)

I. Общие положения

1. Подразделение валютного контроля (далее — Подразделение) является структурным подразделением службы федеральных таможенных доходов регионального таможенного управления (далее — РТУ).

2. Подразделение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования (далее — валютное законодательство), законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок, об административных правонарушениях, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Банка России, нормативными и иными правовыми актами Минфина России и ФТС России, правовыми актами РТУ, а также настоящим Положением.

3. Организационное и методическое руководство, а также контроль за деятельностью Подразделения осуществляет Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России, а в части выполнения задач и функций, возложенных на Подразделение, — заместитель начальника РТУ — начальник службы федеральных таможенных доходов (далее — заместитель начальника РТУ).

4. Подразделение возглавляет начальник Подразделения, который непосредственно подчиняется заместителю начальника РТУ.

5. Работа Подразделения строится на основе планов работы РТУ, службы федеральных таможенных доходов РТУ и Подразделения, сочетания принципа единоначалия при решении вопросов служебной деятельности и ответственности каждого должностного лица Подразделения за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений.

План работы Подразделения утверждается заместителем начальника РТУ.

6. Подразделение решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и через подразделения валютного контроля подчиненных РТУ таможенных органов Российской Федерации (далее — подчиненные таможенные органы) во взаимодействии с другими структурными подразделениями РТУ и подчиненных таможенных органов.

7. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Подразделении осуществляются согласно установленному порядку.

8. При осуществлении своей деятельности Подразделение соблюдает требования правовых актов ФТС России по вопросам обеспечения информационной безопасности.

9. Основными задачами Подразделения являются:

1) обеспечение в пределах компетенции Подразделения осуществления РТУ и подчиненными таможенными органами контроля за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности (далее — участники ВЭД) требований:

законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;

законодательства Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях;

законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях;

актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

нормативных и иных правовых актов Минфина России и ФТС России;

2) организация в регионе деятельности РТУ контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, а также ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений (далее — контроль, относящийся к компетенции Подразделения);

3) организация и осуществление взаимодействия с территориальными органами и агентами валютного контроля, территориальными органами правоохранительных и иных государственных органов по вопросам контроля, относящегося к компетенции Подразделения, обеспечение взаимодействия с ними подчиненных таможенных органов;

4) совершенствование в регионе деятельности РТУ механизмов контроля, относящегося к компетенции Подразделения;

5) повышение эффективности контроля, относящегося к компетенции Подразделения;

6) организация и координация деятельности подразделений валютного контроля подчиненных таможенных органов, а также методическое руководство и контроль за их деятельностью;

7) подготовка и представление руководству РТУ и Управлению торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России справочных и аналитических материалов о результатах деятельности подразделений валютного контроля подчиненных таможенных органов.

8) взаимодействие с контрактной службой РТУ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд таможенных органов по направлению деятельности структурного подразделения РТУ (инициатора закупки)

(пп. «8» введен Приказом ФТС России от 19.06.2020 N 552)

10. Подразделение выполняет следующие функции:

1) организовывает и осуществляет в регионе деятельности РТУ контроль, относящийся к компетенции Подразделения;

2) выявляет информацию, указывающую на возможную связь финансовых операций с противоправной деятельностью, направленной на незаконный вывод денежных средств из-под юрисдикции Российской Федерации и (или) причинение вреда кредитно-финансовой системе Российской Федерации, в том числе информацию о причинах и условиях, способствующих совершению нарушений валютного законодательства, или содержащую признаки легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, информацию о сделках, имеющих запутанный или необычный характер, не имеющих очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, о несоответствии сделок целям деятельности организаций, установленным учредительными документами этих организаций, а также о неоднократном совершении операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от автоматизированных технологий контроля (далее — информация о сомнительных операциях);

3) проводит анализ и систематизацию информации по сделкам, не подпадающим под действие автоматизированных технологий контроля, относящегося к компетенции Подразделения, основанных на использовании паспортов сделок, в целях выявления информации о сомнительных операциях;

4) организовывает проведение проверок соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а также проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов при исполнении обязательств по внешнеэкономическим сделкам, предусматривающим перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, ввоз товаров в Российскую Федерацию и их вывоз из Российской Федерации, вне зависимости от места и времени совершения таможенных операций, даты выпуска (условного выпуска) товаров либо в отсутствие выпуска (условного выпуска) товаров, а также сроков осуществления таможенного контроля;

5) осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и контролирует их исполнение;

6) анализирует результаты проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства и законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок и таможенных проверок участников ВЭД, проведенных другими структурными подразделениями РТУ, в ходе которых рассмотрены вопросы соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства и законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;

7) осуществляет анализ деятельности других структурных подразделений РТУ и подчиненных таможенных органов, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений валютного законодательства и законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;

8) осуществляет взаимодействие с территориальными органами и агентами валютного контроля, учреждениями Банка России, правоохранительными, налоговыми и иными государственными органами по вопросам контроля, относящегося к компетенции Подразделения, обеспечивает взаимодействие с ними подчиненных таможенных органов;

9) разрабатывает проекты профилей рисков, осуществляет методическое руководство деятельностью подразделений валютного контроля подчиненных таможенных органов по вопросам анализа данных (сведений) для выявления рисков, их идентификации и оценки по направлениям деятельности Подразделения;

10) осуществляет анализ и контроль за деятельностью подчиненных таможенных органов, осуществляемой на основе системы управления рисками, в пределах компетенции Подразделения, на основе показателей и согласно порядку, определяемому ФТС России;

11) обобщает и анализирует статистические данные о результатах контроля, относящегося к компетенции Подразделения, а также представляет в ФТС России отчеты по осуществлению контроля, относящегося к компетенции Подразделения, по установленным формам и в сроки, установленные ФТС России;

12) обеспечивает участие должностных лиц Подразделения в приеме квалификационных экзаменов у должностных лиц структурных подразделений РТУ, подчиненных таможенных органов по вопросам контроля, относящегося к компетенции Подразделения;

13) рассматривает в пределах компетенции Подразделения обращения физических и юридических лиц;

14) организовывает мероприятия по обмену опытом должностных лиц подразделений валютного контроля подчиненных таможенных органов, содействует повышению уровня квалификации должностных лиц подразделений валютного контроля подчиненных таможенных органов;

15) организовывает в пределах компетенции Подразделения взаимодействие между подчиненными таможенными органами в решении поставленных перед ними задач, а также Подразделения с другими структурными подразделениями РТУ;

16) ведет делопроизводство в Подразделении, а также организовывает работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Подразделения, контролирует организацию указанных работ в подразделениях валютного контроля подчиненных таможенных органов;

17) подготавливает заключения структурным подразделениям РТУ по жалобам, запросам и заявлениям организаций и граждан, предметом рассмотрения которых являются вопросы, относящиеся к компетенции Подразделения;

18) согласовывает (визирует) проекты решений, подготовленные структурными подразделениями РТУ, по жалобам, заявлениям и запросам организаций и граждан в пределах компетенции Подразделения;

19) участвует в проведении проверок подчиненных таможенных органов по вопросам, относящимся к компетенции Подразделения;

20) обеспечивает применение подчиненными таможенными органами мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза валюты государств — членов Евразийского экономического союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

21) осуществляет сбор и обработку информации об объектах анализа рисков, а также оценку рисков по направлению валютного контроля;

22) разрабатывает и организовывает реализацию мер по минимизации рисков, учет и анализ результатов их применения по направлению валютного контроля;

23) формирует предложения по разработке, актуализации или отмене профилей рисков и целевых методик выявления рисков по направлению валютного контроля;

24) представляет по поручениям руководства РТУ подчиненные таможенные органы и РТУ в государственных органах и организациях в соответствии с установленным порядком;

25) подготавливает в пределах компетенции Подразделения письменные заключения, необходимые для подготовки и принятия решений по жалобам лиц и актам прокурорского реагирования на решения, действия (бездействие) подчиненных таможенных органов и их должностных лиц, принятые и совершенные в области таможенного дела.

26) участие совместно с контрактной службой РТУ в случае необходимости в консультациях с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных нужд;

(пп. «26» введен Приказом ФТС России от 19.06.2020 N 552)

27) подготовка и представление в установленном порядке в контрактную службу РТУ материалов и документов (заявок на закупку, технических заданий, коммерческих предложений), необходимых для планирования и проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд таможенных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и правовыми актами ФТС России;

(пп. «27» введен Приказом ФТС России от 19.06.2020 N 552)

28) представление в контрактную службу РТУ по ее запросу материалов, документов и информации, необходимых для осуществления деятельности контрактной службы РТУ при планировании и проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд таможенных органов;

(пп. «28» введен Приказом ФТС России от 19.06.2020 N 552)

29) рассмотрение и согласование по направлению деятельности структурного подразделения РТУ (инициатора закупки) проектов документации о закупках, государственных контрактов, дополнительных соглашений к ним в части описания объекта закупки (технического задания) и существенных условий государственного контракта, соглашений об их расторжении;

(пп. «29» введен Приказом ФТС России от 19.06.2020 N 552)

30) подготовка разъяснений положений документации о закупке в части описания объекта закупки (технического задания) и существенных условий государственного контракта;

(пп. «30» введен Приказом ФТС России от 19.06.2020 N 552)

31) подготовка заключений по заявкам участников закупок в части описания объекта закупки (соответствия техническим требованиям);

(пп. «31» введен Приказом ФТС России от 19.06.2020 N 552)

32) участие в рассмотрении дел об обжаловании действий (бездействия) заказчика, в том числе обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае, если предметом обжалования являются технические требования (описание объекта закупки) и существенные условия государственного контракта;

(пп. «32» введен Приказом ФТС России от 19.06.2020 N 552)

33) обеспечение сопровождения и исполнения государственных контрактов по направлению деятельности структурного подразделения РТУ (инициатора закупки) (в том числе приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товаров, выполнения работы, оказания услуги; организация и проведение своими силами экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги);

(пп. «33» введен Приказом ФТС России от 19.06.2020 N 552)

34) взаимодействие совместно с контрактной службой РТУ с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении государственных контрактов, заключенных по направлению деятельности структурного подразделения РТУ (инициатора закупки);

(пп. «34» введен Приказом ФТС России от 19.06.2020 N 552)

35) подготовка и направление в контрактную службу РТУ документов и материалов, необходимых для применения мер ответственности к поставщику (подрядчику, исполнителю), в случае просрочки исполнения им обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных государственными контрактами, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных государственными контрактами, заключенными по направлению деятельности структурного подразделения РТУ (инициатора закупки);

(пп. «35» введен Приказом ФТС России от 19.06.2020 N 552)

36) представление в контрактную службу РТУ документов и информации, необходимой для включения в реестр контрактов, заключенных заказчиками, по направлению деятельности структурного подразделения РТУ (инициатора закупки).

(пп. «36» введен Приказом ФТС России от 19.06.2020 N 552)

11. Подразделение для реализации возложенных на него функций имеет право:

1) вносить в соответствии с установленным порядком на рассмотрение руководству РТУ предложения по вопросам деятельности Подразделения;

2) запрашивать и получать от структурных подразделений РТУ и подчиненных таможенных органов согласно установленному порядку необходимые статистические, аналитические и другие данные, заключения и иные документы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Подразделения;

3) пользоваться согласно установленному порядку ведомственными информационными системами и создавать собственные базы данных;

4) взаимодействовать в пределах компетенции Подразделения с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, территориальными органами и агентами валютного контроля, организациями независимо от организационно-правовых форм и гражданами;

5) принимать участие в пределах компетенции Подразделения в подготовке методических рекомендаций для подчиненных таможенных органов по вопросам контроля, относящегося — к компетенции Подразделения, и обзоров правоприменительной практики;

6) запрашивать и получать от налоговых, правоохранительных и иных государственных органов, организаций и физических лиц, а также от других таможенных органов Российской Федерации документы и сведения, необходимые для выполнения задач и реализации функций Подразделения;

7) осуществлять проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов, а также участвовать в таких проверках, проводимых органами и агентами валютного контроля;

8) проводить проверки соблюдения резидентами требований законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;

9) привлекать должностных лиц подразделений валютного контроля подчиненных таможенных органов к проведению проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства, а также проверок соблюдения резидентами требований законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;

10) проводить проверки подчиненных таможенных органов по вопросам, относящимся к компетенции Подразделения;

11) подготавливать предложения в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России о совершенствовании нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов Минфина России и ФТС России, а также о повышении эффективности технологий контроля, относящегося к компетенции Подразделения;

12) участвовать в оперативных совещаниях, заседаниях коллегии РТУ и иных мероприятиях, затрагивающих вопросы, относящиеся к компетенции Подразделения;

13) подготавливать для руководства РТУ предложения о проведении ведомственного контроля решений, принятых подчиненными таможенными органами;

14) принимать участие в подготовке предложений об изменении штатной численности подразделений валютного контроля подчиненных таможенных органов;

15) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

12. Штатная численность Подразделения устанавливается в рамках штатного расписания РТУ, которое утверждается приказом РТУ.

13. Начальник Подразделения и его заместитель назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности приказом РТУ по согласованию с Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России (согласование также осуществляется при заключении контракта на новый срок). В период временного отсутствия начальника Подразделения исполнение его должностных обязанностей возлагается на заместителя начальника Подразделения или на иное должностное лицо Подразделения в установленном порядке.

14. Другие должностные лица Подразделения назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности приказом РТУ.

15. Должностные обязанности, права и ответственность должностных лиц Подразделения регламентируются должностными инструкциями и должностными регламентами, утвержденными в установленном порядке.

16. Должностные лица Подразделения назначаются из числа лиц, отвечающих установленным квалификационным требованиям.

17. Начальник Подразделения:

1) руководит деятельностью Подразделения на основе принципа единоначалия;

2) принимает участие в совещаниях, проводимых руководством РТУ, при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Подразделения;

3) распределяет обязанности между должностными лицами Подразделения;

4) участвует в подборе, расстановке кадров Подразделения и обеспечивает соблюдение должностными лицами Подразделения служебной дисциплины;

5) создает условия для повышения уровня профессиональной подготовки должностных лиц Подразделения и внедрения передовых приемов и методов работы;

6) вносит в соответствии с установленным порядком начальнику РТУ предложения о назначении на должность должностных лиц Подразделения, а также предложения об их поощрении, наложении на них дисциплинарных взысканий;

7) принимает меры по обеспечению необходимых условий службы для должностных лиц Подразделения;

8) представляет интересы РТУ в государственных органах и организациях по вопросам, входящим в компетенцию Подразделения, в соответствии с установленным порядком;

9) организует, планирует, координирует деятельность Подразделения, обеспечивает взаимодействие Подразделения с другими структурными подразделениями РТУ;

10) пользуется другими правами, исполняет другие обязанности и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

18. Начальник Подразделения несет ответственность за осуществление возложенных на Подразделение функций, в том числе за выполнение в пределах компетенции Подразделения программ, планов и показателей деятельности РТУ.

19. Возложение на Подразделение функций, не предусмотренных настоящим Положением, кроме специальных (адресных) поручений начальника РТУ, не допускается.

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖНИ

(в ред. Приказа ФТС России от 19.06.2020 N 552)

I. Общие положения

1. Подразделение валютного контроля (далее — Подразделение) является структурным подразделением таможни.

2. Подразделение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования (далее — валютное законодательство), законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок, об административных правонарушениях, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Банка России, нормативными и иными правовыми актами Минфина России и ФТС России, правовыми актами регионального таможенного управления (далее — РТУ) и таможни, а также настоящим Положением.

3. Организационное и методическое руководство, а также контроль за деятельностью Подразделения осуществляет служба федеральных таможенных доходов РТУ, а в части выполнения задач и функций, возложенных на Подразделение, — заместитель начальника таможни, осуществляющий координацию и контроль за деятельностью Подразделения в соответствии с распределением обязанностей между начальником таможни и его заместителями, утвержденным приказом таможни (далее — заместитель начальника таможни).

4. Подразделение возглавляет начальник Подразделения, который непосредственно подчиняется заместителю начальника таможни.

5. Работа Подразделения строится на основе планов работы таможни, службы федеральных таможенных доходов РТУ и Подразделения, сочетания принципа единоначалия при решении вопросов служебной деятельности и ответственности каждого должностного лица Подразделения за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений.

План работы Подразделения утверждается заместителем начальника таможни.

6. Подразделение решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и через таможенные посты, подчиненные таможне (далее — подчиненные таможенные посты), во взаимодействии с другими структурными подразделениями таможни.

7. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Подразделении осуществляются согласно установленному порядку.

8. При осуществлении своей деятельности Подразделение соблюдает требования правовых актов ФТС России по вопросам обеспечения информационной безопасности.

9. Основными задачами Подразделения являются:

1) обеспечение в пределах компетенции Подразделения осуществления таможней и подчиненными таможенными постами контроля за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности (далее — участники ВЭД) требований:

законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;

законодательства Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях;

законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях;

актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

нормативных и иных правовых актов Минфина России и ФТС России;

2) организация в регионе деятельности таможни контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, а также ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений (далее — контроль, относящийся к компетенции Подразделения);

3) организация и осуществление взаимодействия с территориальными органами и агентами валютного контроля, территориальными органами правоохранительных и иных государственных органов по вопросам контроля, относящегося к компетенции Подразделения, обеспечение взаимодействия с ними подчиненных таможенных постов;

4) повышение эффективности контроля, относящегося к компетенции Подразделения.

10. Подразделение выполняет следующие функции:

1) организовывает и осуществляет в регионе деятельности таможни контроль, относящийся к компетенции Подразделения;

2) выявляет информацию, указывающую на возможную связь финансовых операций с противоправной деятельностью, направленной на незаконный вывод денежных средств из-под юрисдикции Российской Федерации и (или) причинение вреда кредитно-финансовой системе Российской Федерации, в том числе информацию о причинах и условиях, способствующих совершению нарушений валютного законодательства, или содержащую признаки легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, информацию о сделках, имеющих запутанный или необычный характер, не имеющих очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, о несоответствии сделок целям деятельности организаций, установленным учредительными документами этих организаций, а также о неоднократном совершении операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от автоматизированных технологий контроля (далее — информация о сомнительных операциях);

3) проводит анализ и систематизацию информации по сделкам, не подпадающим под действие автоматизированных технологий контроля, относящегося к компетенции Подразделения, основанных на использовании паспортов сделок, в целях выявления информации о сомнительных операциях;

4) проводит проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а также проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов при исполнении обязательств по внешнеэкономическим сделкам, предусматривающим перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, ввоз товаров в Российскую Федерацию и их вывоз из Российской Федерации, вне зависимости от места и времени совершения таможенных операций, даты выпуска (условного выпуска) товаров либо в отсутствие выпуска (условного выпуска) товаров, а также сроков осуществления таможенного контроля;

5) осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и контролирует их исполнение;

6) осуществляет мероприятия по реализации системы управления рисками в рамках изданных профилей рисков в пределах компетенции Подразделения, а также организовывает работу по анализу данных (сведений) для выявления рисков, их идентификации и оценки по направлениям деятельности Подразделения;

7) формирует и анализирует электронные базы данных, обеспечивающие деятельность Подразделения по осуществлению контроля, относящегося к компетенции Подразделения;

8) учитывает, обобщает и анализирует данные о перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза физическими и юридическими лицами валюты Российской Федерации, иностранной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг в документарной форме;

9) анализирует результаты проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства и законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок и таможенных проверок участников ВЭД, проведенных другими структурными подразделениями таможни, в ходе которых рассмотрены вопросы соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства и законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;

10) осуществляет анализ деятельности других структурных подразделений таможни, подчиненных таможенных постов, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений валютного законодательства и законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;

11) подготавливает и предоставляет в РТУ в соответствии с установленным порядком необходимые статистические и отчетные данные о деятельности таможни по осуществлению контроля, относящегося к компетенции Подразделения;

12) рассматривает в пределах компетенции Подразделения обращения физических и юридических лиц;

13) ведет делопроизводство в Подразделении, а также организовывает работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Подразделения;

14) обеспечивает участие должностных лиц Подразделения в приеме квалификационных экзаменов у должностных лиц структурных подразделений таможни, подчиненных таможенных постов по вопросам контроля, относящегося к компетенции Подразделения;

15) выявляет и анализирует причины и условия, способствующие нарушению участниками ВЭД требований валютного законодательства, законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок, а также вносит руководству таможни предложения о принятии мер, направленных на устранение таких причин и условий;

15) выявляет и анализирует причины и условия, способствующие нарушению должностными лицами таможни и подчиненных таможенных постов требований валютного законодательства, законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок, а также вносит руководству таможни предложения о принятии мер, направленных на устранение таких причин и условий;

16) подготавливает заключения структурным подразделениям таможни по жалобам, запросам и заявлениям организаций и граждан, предметом рассмотрения которых являются вопросы, относящиеся к компетенции Подразделения;

17) согласовывает (визирует) проекты решений, подготовленные структурными подразделениями таможни, по жалобам, заявлениям и запросам организаций и граждан в пределах компетенции Подразделения;

18) обеспечивает применение подчиненными таможенными постами мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза валюты государств — членов Евразийского экономического союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

19) осуществляет сбор и обработку информации об объектах анализа рисков, а также оценку рисков по направлению валютного контроля;

20) разрабатывает и организовывает реализацию мер по минимизации рисков, учет и анализ результатов их применения по направлению валютного контроля;

21) формирует предложения по разработке, актуализации или отмене профилей рисков и целевых методик выявления рисков по направлению валютного контроля;

22) подготавливает в пределах компетенции Подразделения письменные заключения, необходимые для подготовки и принятия решений по жалобам лиц и актам прокурорского реагирования на решения, действия (бездействие) подчиненных таможенных постов и их должностных лиц, принятые и совершенные в области таможенного дела;

23) представляет по поручениям руководства таможни таможню и подчиненные таможенные посты в государственных органах и организациях в соответствии с установленным порядком.

11. Подразделение для решения возложенных на него функций имеет право:

1) вносить в соответствии с установленным порядком на рассмотрение руководству таможни предложения по вопросам деятельности Подразделения;

2) запрашивать и получать от структурных подразделений таможни и подчиненных таможенных постов согласно установленному порядку необходимые статистические, аналитические и другие данные, заключения и иные документы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Подразделения;

3) пользоваться согласно установленному порядку ведомственными информационными системами и создавать собственные базы данных;

4) взаимодействовать в пределах компетенции Подразделения с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, территориальными органами и агентами валютного контроля, организациями независимо от организационно-правовых форм и гражданами;

5) принимать участие в пределах компетенции Подразделения в подготовке методических рекомендаций для подчиненных таможенных постов по вопросам контроля, относящегося к компетенции Подразделения, и обзоры правоприменительной практики;

6) запрашивать и получать от налоговых, правоохранительных и иных государственных органов, организаций и физических лиц, а также от других таможенных органов Российской Федерации документы и сведения, необходимые для выполнения задач и реализации функций Подразделения;

7) осуществлять проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов, а также участвовать в таких проверках, проводимых органами и агентами валютного контроля;

8) проводить проверки соблюдения резидентами требований законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;

9) привлекать должностных лиц подразделений подчиненных таможенных постов к проведению проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства, а также проверок соблюдения резидентами требований законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;

10) проводить проверки подчиненных таможенных постов по вопросам, относящимся к компетенции Подразделения;

11) подготавливать предложения в РТУ о совершенствовании нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов Минфина России и ФТС России, а также о повышении эффективности технологий контроля, относящегося к компетенции Подразделения;

12) участвовать в оперативных совещаниях, заседаниях коллегии РТУ и иных мероприятиях, затрагивающих вопросы, относящиеся к компетенции Подразделения;

13) принимать участие в подготовке предложений об изменении штатной численности подразделений валютного контроля подчиненных таможенных постов;

14) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

12. Штатная численность Подразделения устанавливается в рамках штатного расписания таможни, которое утверждается приказом таможни.

13. Начальник Подразделения и его заместитель назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности приказом таможни по согласованию со службой федеральных таможенных доходов РТУ и Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России (согласование также осуществляется при заключении контракта на новый срок). В период временного отсутствия начальника Подразделения исполнение его должностных обязанностей возлагается на заместителя начальника Подразделения или на иное должностное лицо Подразделения в установленном порядке.

14. Другие должностные лица Подразделения назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности приказом таможни.

15. Должностные обязанности, права и ответственность должностных лиц Подразделения регламентируются должностными инструкциями и должностными регламентами, утвержденными в установленном порядке.

16. Должностные лица Подразделения назначаются из числа лиц, отвечающих установленным квалификационным требованиям.

17. Начальник Подразделения:

1) руководит деятельностью Подразделения на основе принципа единоначалия;

2) принимает участие в совещаниях, проводимых руководством таможни при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Подразделения;

3) распределяет обязанности между должностными лицами Подразделения;

4) участвует в подборе, расстановке кадров Подразделения и обеспечивает соблюдение должностными лицами Подразделения служебной дисциплины;

5) создает условия для повышения уровня профессиональной подготовки должностных лиц Подразделения и внедрения передовых приемов и методов работы;

6) вносит в соответствии с установленным порядком начальнику таможни предложения о назначении на должность должностных лиц Подразделения, а также предложения об их поощрении, наложении на них дисциплинарных взысканий;

7) принимает меры по обеспечению необходимых условий службы для должностных лиц Подразделения;

8) представляет интересы таможни в государственных органах и организациях по вопросам, входящим в компетенцию Подразделения, в соответствии с установленным порядком;

9) организует, планирует, координирует деятельность Подразделения, обеспечивает взаимодействие Подразделения с другими структурными подразделениями таможни;

10) пользуется другими правами, исполняет другие обязанности и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

18. Начальник Подразделения несет ответственность за осуществление возложенных на Подразделение функций, в том числе за выполнение в пределах компетенции Подразделения программ, планов и показателей деятельности таможни.

19. Возложение на Подразделение функций, не предусмотренных настоящим Положением, кроме специальных (адресных) поручений начальника таможни, не допускается.

ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле

ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле — основополагающий документ в блоке НПА, регламентирующем обращение валют в РФ. В статье дадим ответы на распространенные вопросы о системе валютного регулирования и роли закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ в этой системе.

Как организованы валютные правоотношения в РФ в 2021 — 2022 годах

Правовое регулирование валютных операций в РФ осуществляется по схеме, представленной на рисунке 1:

ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле

Как видно из схемы, участники валютных отношений — субъекты могут производить определенные операции с валютными ценностями — объектами и при этом приобретают права и обязанности, определяемые законодательством РФ в сфере валютного регулирования и контроля.

Узнайте больше о специфике валютных ценностей здесь.

Правовое регулирование каких валютных операций предусмотрено в законодательстве

Регулируются, по сути, все операции с объектами, представленными на рисунке 1. Вместе с тем нюансы регулирующих нормативов могут зависеть от того, какой именно вид операций совершается: исходящий или входящий трансфер, переход имущественных прав на валютные ценности и т. п.

Наглядно виды регулируемых по валютному законодательству РФ в2021 году операций представлены на рисунке 2:

ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле

Что представляют собой органы валютного контроля

Регулирование и контроль операций с валютой осуществляются в РФ на нескольких уровнях. На первом уровне находятся Правительство РФ и Банк России. Именно эти органы являются законодательными и издают нормативно-правовые акты общегосударственного уровня. На уровнях ниже в общей схеме контроля за регламентами в сфере операций с валютными ценностями находятся подконтрольные Правительству РФ структуры, связанные с движением средств и ценностей, выраженных в валюте. В ведении Банка России находятся агенты валютного контроля — банковские и аналогичные структуры, непосредственно осуществляющие обслуживание обращения валют и валютных ценностей. Вместе с тем на практике структуры более низких уровней, подотчетные правительству или Центробанку, могут взаимодействовать друг с другом и оказывать влияние на процесс работы по контролю и регулированию.

Детальнее система валютного контроля представлена на рисунке 3:

ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле

ВАЖНО! Приведенная выше схема может периодически меняться соотносительно с корректировками положений законодательства.

Что является основным нормативным актом, регулирующим валютные отношения: это закон 173-ФЗ или инструкции ЦБ по валютному регулированию?

Структура законов о валютном регулировании и валютном контроле является отражением схемы органов валютного регулирования и контроля, приведенной в предыдущем разделе.

Основным нормативным актом, составляющим законодательство о валютном регулировании, является закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ, принятый Госдумой, или ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле. ФЗ содержит основные аспекты правового регулирования валютных операций в РФ, а также закрепляет основы изложенных выше схем отношений и взаимодействия различных участников валютного рынка.

Эксперты «КонсультантПлюс» подробно рассказывают о нововведениях по закону № 173-ФЗ, вступивших в силу в 2021 году. Получите бесплатный пробный доступ к специальному материалу на эту тему.

Со своей стороны, Банк России тоже издает соответствующие регламенты — это различные распоряжения и инструкции ЦБ по операциям с валютой, обязательные для исполнения агентами валютного контроля и через них — субъектами валютных правоотношений.

Схематично нормативно-законодательная база представлена на рисунке 4:

ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле

Про закон о валютных операциях РФ и иных нормативных документах читайте в статье «Валютные операции: понятие, виды, классификации».

Итоги

Закон о валютном контроле и регулировании № 173-ФЗ является частью государственной системы регламентирования и контроля правоотношений в валютной сфере. Назначение закона — установка основных схем и аспектов взаимоотношений участников валютных операций. Кроме того, закон содержит большинство определений и понятий, которые фигурируют в других НПА, связанных с валютным законодательством РФ.

На основании положений закона № 173-ФЗ регулирующими органами осуществляется валютный контроль в отношении операций, совершаемых физическими и юридическими лицами.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ И ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Что часто волнует владельца бизнеса, если он решил развивать внешнеэкономическую деятельность, и готов заключить первый внешнеторговый контракт? Конечно, как перечислить валюту, что будет, если что пойдет не так, и где вообще что-то может пойти не так. В общем, хочется заранее знать, где грабли разложены.

Руководитель направления ВЭД АО «Тинькофф Банк» Всеволод Орехов помогает разобраться в том, что нужно знать про валютный контроль.

Внешнеэкономическая деятельность отличается от обычной хозяйственной деятельности предприятия тем, что приходится соблюдать нормы международного права и валютного законодательства. В этой статье я расскажу о том:

  • Что необходимо знать о валютном контроле;
  • Как правильно указывать сроки репатриации валютных средств;
  • Что делать, если сроки нарушены;
  • Как не попадать под нарушения валютного законодательства.

Сначала определимся с терминологией.

Экспорт – вывоз товара с таможенной территории России. Компания, которая занимается экспортом – Экспортер.

Импорт – ввоз товара на таможенную территорию России. Компания, которая занимается импортом – Импортер.

И при импорте, и при экспорте происходит перечисление валюты: импортер оплачивает купленный товар, экспортер получает оплату за поставленный товар.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ.

Основные цели валютного контроля в том, чтобы не допустить утечки капитала за рубеж и не допускать незаконных операций. Банк проверяет каждую операцию на предмет соблюдения законодательства и может запросить необходимые документы или информацию.

Сразу уточню, у банка нет цели «вставить палки в колеса», скорее наоборот, банк заинтересован в развитии бизнеса для своих клиентов и оказывает всестороннюю поддержку на всех этапах.

Давайте рассмотрим одно из самых важных требований валютного законодательства — репатриацию валютной выручки.

«Репатриация» означает возвращение на родину. То есть, экспортер обязан получить на свои счета в банке валютную выручку за экспортированный товар, а импортер – обеспечить возврат денежных средств, перечисленных за товар в виде авансовых платежей, если товар так и не был поставлен. Банк следит за тем, чтобы деньги всегда возвращались на родину в установленные сроки, в том или ином виде.

Что это за сроки, и как на них влиять, рассмотрим далее.

СРОКИ РЕПАТРИАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПО ВНЕШНЕТОРГОВЫМ ДОГОВОРАМ ДЛЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ.

Сроки репатриации в законодательстве не установлены. Каждая компания может самостоятельно определить сроки репатриации на основе условий договора.

Нужно запомнить два основных правила:

  • В каждом внешнеторговом договоре обязательно должны быть указаны сроки исполнения обязательств или срок действия договора.

Без этого банк не проведет платеж. Хотя бы один критерий должен быть в тексте любого договора: либо срок действия, либо сроки исполнения обязательств сторонами.

  • Сроки репатриации могут рассчитываться самостоятельно клиентом, принимая в расчет условия договора.

Это значит, что клиент банка может сам рассчитывать срок, но этот расчет не должен противоречить условиям договора. Если клиент сам не рассчитывает срок, банк может сделать это самостоятельно на основании информации из договора, или банк может запросить расчет у клиента.

Например, экспортный договор, в котором прописано, что товар будет оплачен не позднее 180 дней с даты получения товара покупателем. В этом случае, клиент может установить срок репатриации 190 дней, так как закладывает срок для банковского перевода, если тот будет совершен в «последний момент». Самое главное, что это был разумный срок и не превышал срока действия договора. Если в дальнейшем деньги не придут в указанный срок, возникнет нарушение. Чтобы этого избежать, можно составить дополнительное соглашение с контрагентом о том, что сроки оплаты продлеваются, и указать новый срок. На основании этого дополнительного соглашения можно будет поменять сроки репатриации в банке.

Если информация о сроках исполнения обязательств в договоре отсутствует, то должен быть установлен срок действия договора. В этом случае для расчета срока репатриации можно установить срок в пределах срока действия самого договора.

Если срок действия договора не установлен, важно, чтобы сроки исполнения обязательств были четко зафиксированы.

Давайте разберем на примерах, что это значит.

Есть отличия при работе с экспортом и импортом. Разберем каждый вариант отдельно.

Экспорт

Сроки исполнения обязательств (при экспорте) – это сроки получения на свои счета денежных средств за поставленные товары.

Например, вот такая формулировка подойдет для экспортного договора

  • Срок оплаты поставленного товара – 100 дней с момента отгрузки товара со склада поставщика.
  • Срок поставки — 10 дней с момента получения 100 % предоплаты.

Импорт

Сроки исполнения обязательств (при импорте) — это сроки поставки товара и сроки возврата аванса в случае, если товар так и не будет поставлен.

КАК ПРАВИЛЬНО УКАЗЫВАТЬ СРОКИ РЕПАТРИАЦИИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ ИЛИ СРОК ВОЗВРАТА АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Импорт

При переводе валюты в качестве предоплаты за товар по импортным договорам, поставленным на учет, банк должен указать срок репатриации. В этом случае сроком репатриации будет срок возврата аванса в случае непоставки товара. Срок возврата аванса будет являться крайним сроком, когда можно получить товар или получить назад предоплату без нарушений.

Срок может быть четко прописан в условиях договора. Например: «срок возврата аванса 180 дней с момента платежа». В этом случае банк поставит эту дату, если вы сами не предоставите расчет срока в банк. Как говорил ранее, рассчитать срок вы всегда можете самостоятельно, но опираясь на условия договора. Поэтому в указанном примере, можно добавить срок банковского перевода, особенно если платеж идет через несколько банков-корреспондентов, рассчитав срок репатриации как 190 дней.

Срок может быть четко не определен. Например: «в случае непоставки товара в срок, поставщик возвращает авансовый платеж в течение 10 дней с момента получения требования о возврате». В этом случае вы можете сами рассчитать срок возврата аванса и сообщить об этом в банк при проведении платежа. При этом вы можете указать любой срок, ограничиваясь сроком действия договора.

Экспорт

Срок репатриации при экспорте указывается в СПД (справка о подтверждающих документах).

Если вы отправляете товар и еще не получили полную оплату за него, то есть, вам заплатят после поставки, или вам внесли частичную предоплату и часть денег вы ждете после поставки товара, в этих случаях вы подаете справку о подтверждающих документах и в ней указываете ожидаемый срок. Этот срок и будет крайним сроком, не позднее которого вы должны получить указанную в справке сумму (либо получить обратно свой товар).

Обратите внимание, СПД на таможенные декларации подается только если не было полной предоплаты за отгружаемый товар (при экспорте), и если была предоплата за ввозимый товар (при импорте).

Экспорт – вы получили полную предоплату за товар. СПД на таможенную декларацию делать не нужно. Если предоплата неполная или ее не было, то нужно сделать СПД.

Импорт – вы не перечисляли предоплату, оплачивать товар будете после поставки. СПД на таможенные декларации делать не нужно. Если вносили хотя бы часть предоплаты, нужно сделать СПД.

Это относится только поставкам за пределы таможенной территории ЕАЭС. По поставкам в пределах ЕАЭС (Казахстан, Беларусь, Армения и Киргизия) без оформления таможенных деклараций, СПД подается во всех случаях.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НАРУШЕНЫ СРОКИ

За нарушение сроков репатриации штраф может составит 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки от суммы непоступивших денежных средств. Если контрагент вам вообще не заплатит (при экспорте) или не поставит товар и не вернет аванс (при импорте), то штраф может достигать до 100% от неполученной суммы.

Бывает ситуация, когда вы не можете получить товар или деньги за отправленный товар к установленному сроку репатриации, тогда необходимо сделать корректировку сроков репатриации.

Если в договоре вы четко прописали сроки возврата аванса (при импорте), или сроки оплаты поставленного товара (при экспорте), необходимо заключить дополнительное соглашение к внешнеторговому договору о том, что вы переносите данный срок. В нем укажите причину и новый срок.

Если в контракте сроки зафиксированы не четко, как было приведено в примерах выше, и изначально вы сами рассчитывали этот срок, предоставив эту информацию в банк, то можно снова написать в банк письмо о том, что сроки изначально были рассчитаны вами некорректно и предоставить новые, корректно рассчитанные сроки. Банк обязан принять данное письмо и внести изменения. Для удобства в этом случае вы можете в качестве срока репатриации указывать конец срока действия договора.

Например, если договор действует до 31.12.2022 и в нем не прописаны четко сроки репатриации, вы можете написать, что просите считать таким сроком 31.12.2022.

Важно понимать, что нарушения касаются только неполучения с нашей стороны. Если контрагент не получил оплату в полном объеме или не получил часть оплаченного товара, нарушений не предусмотрено.

КАК ИЗБЕЖАТЬ НАРУШЕНИЙ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Хочу дать несколько практических советов, как избежать нарушения валютного контроля и штрафов.

  • Если вы работаете по импортному контракту, который стоит на учете в банке, рекомендую после каждого проведенного платежа сверять ВБК (ведомость банковского контроля). Это нужно для того, чтобы посмотреть с каким кодом валютной операции прошел платеж, и какой срок возврата аванса указал сотрудник банка при проведении платежа. Так как эту информацию банк указывает самостоятельно, исходя из условий договора, может возникнуть ошибка, которая впоследствии приведет к нарушению сроков и придется ее исправлять.
  • Если есть возможность, то указывать в контракте сроком репатриации срок действия договора. То есть, если договор действует до 31.12.2023, то написать, что срок исполнения обязательств сторонами 31.12.2023. В этом случае будет очень удобно, что все платежи по договору имеют один срок репатриации и, достаточно будет следить за общим сальдо расчетов, не обращая внимание на конкретные даты к тому или иному платежу.
  • Если возникают нарушения, банк отправляет данные в ЦБ примерно через 2 месяца с даты нарушения. До этого можно исправить ситуацию, если скорректировать сроки, код валютной операции или СПД. Обычно, если по договору прошел уже не один платеж, и подано большое количество СПД, разобраться трудно, но в большинстве случаев все можно исправить и избежать штрафов. По опыту скажу, что можно решить практически любую ситуацию, если вовремя обратить внимание и принять меры.

Надеюсь, мои советы и рекомендации будут вам полезны. Будьте внимательны, и удачных вам сделок.

Всеволод Орехов
Руководитель направления ВЭД
АО «Тинькофф Банк»
e-mail: [email protected]

2018-2022 ВЭД: обучение и консультации
ИП Кривошеева Татьяна Александровна, ОГРН 319774600177121, Москва
Политика конфиденциальности | Публичная оферта

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий