Принципы рассмотрения индивидуальных трудовых споров

2.Принципы рассмотрения трудовых споров.

Принципы рассмотрения трудовых споров – это основные положения, отражающие суть норм данного института трудового права, определяющие существенные характерные черты порядка рассмотрения споров и направленность развития системы норм, регулирующих этот порядок.

Принципами рассмотрения трудовых споров являются:

демократизм – участие трудящихся через профсоюзы, трудовые коллективы, своих представителей в разрешении споров. Коллективные трудовые споры рассматриваются в примирительной комиссии с участием представителей трудового коллектива или профсоюза. Состав трудового арбитража комплектуется по согласованию представителей работников или профсоюза с представителями работодателей. Представители профсоюзов могут выступать в суде в защиту интересов трудящихся (ст. 42, 44 ГПК РФ), а также в вышестоящем органе и в трудовом арбитраже. В суде рабочие и служащие участвуют в рассмотрении споров через своих народных заседателей, которые выбираются на собраниях трудовых коллективов;

бесплатность, доступность и удобство обращения трудящихся в юрисдикционный орган с трудовым спором – работники для разрешения трудовых споров не теряют много времени и не несут никаких материальных затрат, все юрисдикционные органы доступны для трудящихся, в них удобно обратиться;

гласность, объективность и полнота исследования доказательств по трудовому спору, а, следовательно, законность его разрешения – заседания КТС и суда по трудовым спорам проводятся открыто, публично, спорящая сторона может заявить в начале заседания мотивированный отвод любому из его членов. Все органы, рассматривающие трудовые споры, обязаны решать спор в соответствии с законом, объективно и полно исследовать материалы по делу, запрашивать при необходимости дополнительные доказательства, вызывать свидетелей, а если надо, то приглашать и экспертов.

3.Подведомственность индивидуальных трудовых споров.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»

В силу пункта 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ и статей 382, 391 Трудового кодекса РФ (далее — Кодекс, ТК РФ) дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции.

Если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), то, несмотря на то, что эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя и, следовательно, подсудность такого спора (районному суду или мировому судье) следует определять исходя из общих правил определения подсудности дел, установленных статьями 23 — 24 ГПК РФ.

Дела о признании забастовки незаконной подсудны верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов (часть четвертая статьи 413 ТК РФ).

Подведомственность индивидуальных трудовых споров – это круг категорий индивидуальных трудовых споров, разрешать которые уполномочен тот или иной юрисдикционный орган. Именно по совокупности категорий индивидуальных трудовых споров, которые тот или иной юрисдикционный орган вправе рассматривать, проводится разграничение подведомственности юрисдикционных органов. Решение соответствующего юрисдикционного органа по индивидуальному трудовому спору будет иметь юридическую силу только в том случае, когда оно вынесено по подведомственному ему делу (например, решение КТС по делу об оплате за работу в сверхурочное время или решение суда по иску о восстановлении на работе и оплате за время вынужденного прогула).

При определении подведомственности каждого индивидуального трудового спора следует сначала выяснить, какова разновидность спора, затем выявить его характер и далее установить, из какого правоотношения сферы трудового права он вытекает.

Подведомственность трудовых споров и компетенция юрисдикционного органа, рассматривающего трудовой спор, — это два тесно связанных понятия, но не идентичные по своему характеру и содержанию.

Компетенция юрисдикционного органа представляет собой юридическую сферу деятельности, обусловленную его задачами и функциями в области трудовых споров. Компетенция включает в себя как правомочие по принятию спора к рассмотрению, так и правомочие рассматривать споры с соблюдением процессуального порядка и выносить решение по спору. Подведомственность споров затрагивает только первое из указанных правомочий, т. е. правомочие по принятию к рассмотрению подведомственного данному органу спора. Следовательно, понятие компетенции шире по своему содержанию, нежели такая категория, как подведомственность.

Итак, подведомственность – это признак, своего рода внешний показатель компетенции юрисдикционного органа по разрешению индивидуальных трудовых споров. Иными словами, это правовое закрепление круга вопросов, составляющих предмет индивидуального трудового спора, для рассмотрения которого установлены определенная процедура и органы, способные наиболее эффективно разрешить возникший спор по существу. Таким образом, понятие подведомственности индивидуальных трудовых споров в трудовом праве употребляется как предметная компетенция органов специализированной трудовой юстицикции.

По подведомственности индивидуальные трудовые споры условно можно классифицировать на следующие группы:

а) рассматриваемые в общем порядке, предусматривающем две стадии:

— досудебная (первоначальное рассмотрение заявления субъекта трудового спора в КТС с вынесением решения в установленном законом порядке);

— судебная (передача индивидуального трудового спора на разрешение в суд общей юрисдикции в связи с обжалованием решения КТС заинтересованной стороной);

б) рассматриваемые непосредственно в судебном порядке (использование норм трудового и гражданского процессуального законодательства);

в) рассматриваемые в особом порядке, предусмотренном федеральными законами для отдельных категорий работников.

Принципы рассмотрения трудовых споров

Принципы рассмотрения трудовых споров – это основные положения, отражающие суть норм данного института трудового права, определяющие существенные характерные черты порядка рассмотрения споров и направленность развития системы норм, регулирующих этот порядок. Порядок рассмотрения трудовых споров демократичен, прост, гласен, удобен и доступен для каждого работника. Он позволяет полно, быстро, бесплатно разрешить до конца любой возникший трудовой спор и восстановить нарушенные трудовые права, законные интересы трудящихся.

Принципами рассмотрения трудовых споров являются:

— демократизм – участие трудящихся через профсоюзы, трудовые коллективы, своих представителей в разрешении споров. Коллективные трудовые споры рассматриваются в примирительной комиссии с участием представителей трудового коллектива или профсоюза. Состав трудового арбитража комплектуется по согласованию представителей работников или профсоюза с представителями работодателей. Представители профсоюзов могут выступать в суде в защиту интересов трудящихся (ст. 42, 44 ГПК РФ), а также в вышестоящем органе и в трудовом арбитраже. В суде рабочие и служащие участвуют в рассмотрении споров через своих народных заседателей, которые выбираются на собраниях трудовых коллективов;

— бесплатность, доступность и удобство обращениятрудящихся в юрисдикционный орган с трудовым спором – работники для разрешения трудовых споров не теряют много времени и не несут никаких материальных затрат, все юрисдикционные органы доступны для трудящихся, в них удобно обратиться;

— гласность, объективность и полнота исследования доказательствпо трудовому спору, а, следовательно, законность его разрешения – заседания КТС и суда по трудовым спорам проводятся открыто, публично, спорящая сторона может заявить в начале заседания мотивированный отвод любому из его членов. Все органы, рассматривающие трудовые споры, обязаны решать спор в соответствии с законом, объективно и полно исследовать материалы по делу, запрашивать при необходимости дополнительные доказательства, вызывать свидетелей, а если надо, то приглашать и экспертов.

Быстрота разрешения трудовых споровобеспечивается более краткими процессуальными и исковыми сроками.

Процессуальный срок – это установленный законом отрезок времени для процессуальных действий по начатому процессу:

– сроки рассмотрения в КТС – не более 10 дней, в суде – до 10 дней (и 7 дней дается для подготовки дела к рассмотрению), в вышестоящих органах – не более месяца со дня принятия заявления, в примирительной комиссии и в трудовом арбитраже – до 5 рабочих дней со дня их создания, а с участием посредника – до 7 календарных дней с момента его приглашения (назначения);

– сроки выдачи копий, выписок из решений, а также подачи замечаний на протокол заседания везде трехдневные со дня вынесения решения по трудовому спору;

– сроки обжалования решений по трудовому спору КТС в суд, а суда в вышестоящий суд – 10 дней со дня получения копии решения.

Некоторые сроки может устанавливать и изменять сам орган, рассматривающий спор, например срок исправления искового заявления или представления дополнительных доказательств по делу. Установленные же законом процессуальные сроки он менять не может, но вправе восстановить или продлить пропущенный по уважительной причине срок по ходатайству спорящей стороны.

Исковой, или давностный, срок –это установленный законом отрезок времени для обращения в юрисдикционный орган за защитой нарушенного трудового права или законного интереса. Поскольку пропуск срока давности для обращения влечет за собой потерю права на защиту в данном органе, исковые сроки рассматриваются как материальные сроки по осуществлению защиты материального права. Сроки давности – одна из предпосылок реализации права на защиту законных требований. Последствием истечения давностного срока по трудовому спору является утрата права на иск, а если иск уже предъявлен, то может быть вынесено решение об отказе в иске из-за пропуска срока исковой давности. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда заинтересованное лицо узнало о нарушении его права или должно было узнать об этом.

Иск по трудовому спору – это обращение в соответствующий орган (КТС, суд) за защитой нарушенного и оспариваемого права или охраняемого трудовым законодательством интереса субъекта трудового права. Все споры о применении установленных условий труда являются исковыми. Споры об установлении новых условий труда по своему характеру являются неисковыми, так как здесь требование не о восстановлении нарушенного права (как это имеет место в исковых спорах), а об установлении нового права, новых условий труда и права на них. И законом не устанавливалось для них ранее давностных и процессуальных сроков. Трудовой же кодекс их никак не выделил. Следовательно, они теперь рассматриваются и в КТС.

Исковые сроки по трудовым спорам следующие:

– для обращения работника с заявлением в КТС – 3 месяца; при пропуске его по уважительным причинам КТС на своем заседании может восстановить этот срок, а при пропуске без уважительных причин – отказать в иске за пропуском давностного срока;

– для обращения работника с иском непосредственно в суд – 3 месяца, а по делам об увольнении – месяц со дня вручения приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки;

– для обращения работника в вышестоящий орган со спором – 3 месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а об увольнении – месяц;

– для обращения администрации в суд с иском работнику о возмещении ущерба, причиненного предприятию,– годичный исковый срок со дня обнаружения ущерба.

Исковых сроков по делам о возмещении работнику вреда на производстве не установлено.

Принцип обеспечения реального восстановления нарушенных прав выражается в том, что если администрация добровольно не выполняет решение органа, рассмотревшего индивидуальный трудовой спор, то это решение исполняется в принудительном порядке через судебного пристава по соответствующим исполнительным документам.

Принципы рассмотрения и разрешения трудовых споров.

3.1. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров комиссией по трудовым спорам.

3.2. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров судами общей юрисдикции.

4. Подведомственность трудовых споров:

4.1. Подведомственность трудовых дел.

4.2. Общие правила разрешения судами трудовых споров

Порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров.

Исковые и процессуальные сроки по индивидуальным трудовым спорам.

7. Комиссии по трудовым спорам:

7.1. Организация комиссии по трудовым спорам.

7.2. Компетенция комиссии по трудовым спорам.

7.3.Порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам.

7.4.Порядок исполнения решений комиссии по индивидуальным трудовым спорам.

8. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров в суде:

8.1. Подсудность трудовых споров.

8.2.Особенность индивидуальных трудовых споров как категории гражданских дел.

8.3. Освобождение работников от судебных расходов.

Вынесение решений по трудовым спорам об увольнении и переводе на другую работу.

Удовлетворение денежных требований работника.

Исполнение решений о восстановлении на работе.

Ограничение обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры.

13. Общая характеристика коллективных трудовых споров:

13.1. Понятие коллективных трудовых споров.

13.2. Виды коллективных трудовых споров.

14. Органы и порядок рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора:

14.1. Общая характеристика и виды примирительных процедур.

14.2. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией.

14.3. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника.

15. Трудовые арбитражи:

15.1. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

15.2. Временные трудовые арбитражи.

15.3. Постоянно действующие трудовые арбитражи.

15.4. Трудовой арбитражный суд г. Москвы для разрешения коллективных трудовых споров.

Ответственность за уклонение от участия в примирительных процедурах, невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры.

Гарантии в связи с рассмотрением и разрешением коллективного трудового спора.

Участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров.

19. Правовое регулирование проведения забастовки:

19.1. Понятие забастовки.

19.2. Право на забастовку.

19.3. Ограничения права на забастовку.

19.4. Порядок объявления забастовки.

19.5. Орган, возглавляющий забастовку, обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки.

19.6. Признание забастовки незаконной и ее правовые последствия.

19.7. Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки. Запрещение локаута.

Запрещение локаута.

Ответственность работников за незаконные забастовки.

Практические задания и вопросы для дискуссии:

Задание № 1.

Вопрос для дискуссии. Трудовые суды: за и против.

Во многих развитых в правовом и экономическом отношении странах (Франции, Германии, Австралии, Новой Зеландии и многих других) эффективно функционируют системы трудовых судов. В нашей стране разрабатывались различные проекты создания трудовой юстиции, однако они так и не были воплощены жизнь.

Как к идее создания трудовых судов относитесь Вы? Как Вы думаете, почему? Какие аргументы можно привести «за» и «против» трудовой юстиции?

Задание № 2.

Вопрос для дискуссии.

В России право на забастовку закреплено не только в Трудовом кодексе РФ, но и в статье 37 Конституции РФ. В то же время трудовое законодательство устанавливает существенные ограничения, налагаемые на осуществление этого права. При этом судебная практика свидетельствует о том, что любые нарушения процедуры проведения забастовки являются основанием для признания ее незаконной. Многие категории работников полностью лишены права организовывать и проводить забастовку.

Оправданы ли эти ограничения? Нужно ли расширять перечень категорий работников, имеющих право проводить забастовку?

Задачи

Задача № 1.

Антонова обратилась к мировому судье с исковым заявлением к организации с требованием обосновать отказ в приеме на работу. Судья отказал в приеме заявления на основании того, что Антонова не была связана с данной организацией какими-либо предварительными обязательствами.

Правомерно ли поступил судья? Какие категории индивидуальных трудовых споров рассматриваются непосредственно в судах? Какова подсудность индивидуальных трудовых споров?

Задача № 2.

Пятнадцатилетний гражданин РФ Трушкин подал заявление о приеме на работу на должность юриста в организацию ООО «Атлас». Начальник отдела кадров ООО «Атлас» Тихомиров потребовал у него представления трудовой книжки, паспорта, страхового свидетельства, документа об образовании. Узнав, что Трушкину 15 лет, и он еще не закончил школу, Тихомиров отказал ему в приеме на работу.

Полагая, что подвергся дискриминации, Трушкин обратился в суд с иском к ООО «Атлас» об обязании заключить трудовой договор и выплатить компенсацию морального вреда в размере 200000 рублей

Какое решение должен приять суд?

Задача № 3.

По объявлению о вакансии музыканта 20-летний гражданин Зиганшин пришел в отдел кадров на собеседование. Принеся с собой все необходимые документы для приема на работу, перечисленные в 65 статье ТК РФ, ему было отказано в приеме на работу по причине отсутствия документов, подтверждающих его музыкальное образование. Зиганшин пошел за консультацией к адвокату.

Какие разъяснения должен дать ему адвокат?

Задача № 4.

При приеме на работу от гражданина Петрова потребовали наличие регистрации в данной местности. Петров отказался предъявлять документ, подтверждающий регистрацию, т.к. является иногородним сотрудником, и данное требование нарушает его право на свободу передвижения, гарантированное Конституцией РФ. В связи с этим ему было отказано в трудоустройстве, мотивируя это тем, что данная позиция подразумевает материальную ответственность, и наличие регистрации в таких условиях необходимо.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий