Эффективность ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних

Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
статья

Правонарушения и преступления среди подростков являются наиболее актуальной проблемой современного общества.

Нынешние подростки значительно отличаются от тех, какими они были еще несколько лет назад. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Сегодня подростки не теряются в мощном информационном потоке современной жизни, а напротив прекрасно ориентируются в нем. Данная информация все чаще является негативной для их несформировавшейся детской психики. Ведь необходимо понимать, что далеко не все, что предлагает подросткам телевидение, интернет является достоверной и правдивой информацией и хорошо влияет на формирование личности.

Подростки сегодня хотят иметь роскошную жизнь, высокие зарплаты, но при этом не хотят ничего для этого делать. Все чаще они выказывают неуважение к родителям и старшему поколению, утрачивают культуру общения, считают «модным» иметь плохие манеры, наличие пагубных привычек.

Подростковый возраст считается переломным моментом в развитии каждой личности. Желание доказать свою самостоятельность и взрослость, юношеский максимализм толкает подростка на необдуманные поступки, которые в свою очередь влекут за собой последствия различного характера.

Причем правонарушения и преступления, совершаемые несовершеннолетними, утратили черты детского поведения, озорства, спонтанности. С каждым годом подростковая преступность «омолаживается», становится жестче.

Известно, что истоки формирования криминогенных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении в первичном учебном коллективе (классе, учебной группе), в нарушении принципа социальной справедливости в отношении отдельных учащихся, заформализованности работы с ними. Все это они стремятся компенсировать свободой на «улицах» в среде таких же отвергнутых и непонятых.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_dlya_publikatsii.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Правонарушения и преступления среди подростков являются наиболее актуальной проблемой современного общества.

Нынешние подростки значительно отличаются от тех, какими они были еще несколько лет назад. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Сегодня подростки не теряются в мощном информационном потоке современной жизни, а напротив прекрасно ориентируются в нем. Данная информация все чаще является негативной для их несформировавшейся детской психики. Ведь необходимо понимать, что далеко не все, что предлагает подросткам телевидение, интернет является достоверной и правдивой информацией и хорошо влияет на формирование личности.

Подростки сегодня хотят иметь роскошную жизнь, высокие зарплаты, но при этом не хотят ничего для этого делать. Все чаще они выказывают неуважение к родителям и старшему поколению, утрачивают культуру общения, считают «модным» иметь плохие манеры, наличие пагубных привычек.

Подростковый возраст считается переломным моментом в развитии каждой личности. Желание доказать свою самостоятельность и взрослость, юношеский максимализм толкает подростка на необдуманные поступки, которые в свою очередь влекут за собой последствия различного характера.

Причем правонарушения и преступления, совершаемые несовершеннолетними, утратили черты детского поведения, озорства, спонтанности. С каждым годом подростковая преступность « омолаживается » , становится жестче.

Известно, что истоки формирования криминогенных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении в первичном учебном коллективе (классе, учебной группе), в нарушении принципа социальной справедливости в отношении отдельных учащихся, заформализованности работы с ними. Все это они стремятся компенсировать свободой на «улицах» в среде таких же отвергнутых и непонятых.

Факторами, влияющими на становление подростков, являются:

1. Семья. Отношения в семье имеют наибольшее воспитательное значение для подростка, для формирования его как личности. В настоящее время во многих семьях дети воспитываются одним из родителей, чаще всего матерью, что сказывается на отсутствии надлежащего надзора над подростками, ему не хватает моральной поддержки, заботы, внимания – все это в итоге отрицательно сказывается на формировании личности.

Подавляющее большинство семей трудных подростков живут в неблагополучных семьях. Есть также семьи, где родители избирают неправильные методы воспитания или равнодушны к внутреннему миру детей: с детства все делают за ребенка, удовлетворяют все его желания и капризы, что является своеобразной формой ущемления самолюбия, достоинства ребенка.

Имеется категория малообеспеченных семей. Подросток из такой семьи болезненно переживает, что одет «скромнее» других, в результате этого у ребенка зачастую возникает комплекс своей «неполноценности». Наличие этих факторов в сочетании с другими обстоятельствами могут привести несовершеннолетнего к совершению преступления.

2. Школа. Здесь выступают в качестве ведущих отношения между учителями, одноклассниками и так называемыми трудными подростками, отношение последних к учебе. Конфликтные отношения с педагогами усугубляются еще и тем, что трудные подростки часто оказываются изолированными в классе, чувствуют себя чужими, как правило, трудные подростки плохо учатся. Изоляция трудновоспитуемых подростков в классном коллективе является одной из ведущих причин, способствующих их становлению на путь правонарушения.

3. Улица. Не найдя поддержки и внимания в семье и в школе, несовершеннолетний ищет другую микросферу, где он может удовлетворить свою потребность в общении. Восполнить недостаток общения подросток, как правило, пытается на улице. Если здесь он попадает под «дурное» влияние, то его формирование может принять отрицательный характер. Как правило, такие подростки не имеют постоянных интересов и увлечений, не заняты в спортивных и других кружках и секциях, обречены на бесцельное время препровождение.

Причины подростковой преступности:

— слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних;

— отсутствие воспитательной функции в системе обучения;

— недостаточная организация системы безопасности учебных заведений;

— излишне мягкая ответственность за совершение преступления;

— уверенность в безнаказанности;

— безделье, желание повеселиться;

— желание выделиться среди сверстников;

— давление со стороны друзей;

— употребления алкоголя, наркотиков;

— чувство вины, стыда за неблагополучных родителей.

Большую часть времени дети проводят в школе, поэтому на педагогов возложена огромная ответственность за воспитание личности. В Федеральном законе «Об основах профилактики правонарушений среди несовершеннолетних» указано, что субъектом формирования правомерного поведения и профилактика противоправного действия является школа.

Профилактическая работа с обучающимися — процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени.

Ранняя профилактика: оздоровляет среду и помогает несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, еще до того, как отрицательное действие этих условий существенно скажется на поведении таких лиц.

Основная задача по профилактике правонарушений и законопослушного поведения несовершеннолетних заключается в раннем выявлении причин способствующих отклонению от норм.

Основными формами работы по профилактике правонарушения и формирования законопослушного поведения является:

1. Изучение особенностей личности обучающихся, занятия по коррекции их поведения, обучение навыкам общения.

2.Организация внеурочной работы, занятости в каникулярное время.

3. Консультации для обучающихся и их родителей.

4. Индивидуальные или групповые профилактические беседы с обучающимися и родителями.

5. Вовлечение обучающихся в социально значимую деятельность через реализацию проектов занятости их в спортивных секциях, кружках, участие в школьных мероприятиях.

В профилактической деятельности с конкретным ребенком важно не упустить именно время на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, лишь тогда может быть легче достигнут успех.

Выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения подростков:

5.Противоправное поведение или преступное

Признаками проблемных детей могут являться:

1. Уклонение от учебы

2.Низкая общественно-трудовая активность

4. Повышенная критичность по отношению к педагогам и родителям

5. Негативизм в оценке деятельности

6. Равнодушное и негативное отношение к воспитательным мероприятиям

Особый упор необходимо сделать на учебно-воспитательное и социально-правовое направление в деятельности школы.

В нашей школе проводятся мероприятия по профилактике правонарушений и преступлений среди подростков.

Много классных часов посвящено профилактике правонарушения, о здоровом образе жизни, о доброте и дружбе, на которых проводятся беседы, разбор конкретных ситуаций.

Классные часы проводятся по следующим темам: «Правонарушение, преступление и подросток», «Правила поведения учащихся в школе и на улице», «Мы в ответе за свои поступки», «Азбука поведения вне дома», «Правила поведения учащихся на улице и дорогах», «Правовой брейн-ринг», «Проступок. Правонарушение. Преступление», «Чтобы не случилось беды», «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его», «Преступление и наказание», «Хочу дружить».

В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые месячники профилактики правонарушений. В их организации участвуют сотрудники ГИБДД, ОМВД России, сотрудники ОНК УВД по ЮВАО ГУ МВД России , представители экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования г. Москвы , комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, психолог, социальный педагог.

В рамках месячника проводятся беседы для обучающихся по правилам дорожного движения, о здоровом образе жизни, о правах и обязанностях, о поведении в общественных местах, об ответственности за совершаемые правонарушения, преступления.

Педагогический коллектив школы принимает максимум усилий для организации свободного времени учащихся. В школе во второй половине дня работают бесплатные кружки, спортивные секции. В них охотно занимаются дети.

Положительный результат возможен только при совместной и слаженной работе семьи, школы и внешних досуговых и социальных учреждений и организаций.

А.С. Макаренко писал «Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
profilaktika_pravonarusheniy.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.

Что такое правонарушение?

Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско- правовую.

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления, вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

Выделяют следующие стадии откланяющегося поведения подростков:

— неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

— порицаемое поведение — поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

— девиантное поведение — нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);

— предпреступное поведение — поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

— противоправное или преступное поведение — поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

Признаками проблемных детей могут являться:

1. Уклонение от учебы вследствие :

– неуспеваемости по большинству предметов;

– отставания в интеллектуальном развитии;

– ориентации на другие виды деятельности;

– отсутствия познавательных интересов.

2. Низкая общественно-трудовая активность :

– отказ от общественных поручений;

– пренебрежительное отношение к делам класса;

– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

3. Негативные проявления :

– употребление спиртных напитков;

– употребление психотропных и токсических веществ;

– тяга к азартным играм;

– нездоровые сексуальные проявления.

4. Негативизм в оценке действительности.

5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

– недисциплинированность на уроках;

– избиение слабых, младших;

– жестокое отношение к животным;

– нарушение общественного порядка;

6. Отношение к воспитательным мероприятиям:

Почему формируется такое поведение? Что влияет на подростков?

1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Для ребенка самый действенный образец это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.

2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

3. Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как родители боясь, чтобы их дети не наделали ошибок, не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие — инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.

4. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.

5. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга — мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

В школе необходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку без этого невозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

В связи с этим необходимо:

— создать уклад норм школьной жизни;

— помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;

— помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;

— помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами;

— воспитать навыки правовой культуры.

«В профилактической деятельности с конкретным человеком, — как правильно отмечает Г. А. Аванесов, — важно не упустить именно время. Как раз на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть, легче достигнут успех».

Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня, так как для этого остается определенный резерв времени.

Раннюю профилактику, можно определить как совокупность мер, осуществляемых с тем чтобы:

1) оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;

2) пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;

3) воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.

Основными направлениями ранней профилактики являются:

1. Выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков.

2. Выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на подростков, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений.

Это направление предполагает:

— применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейного воспитания подростка с помощью различных мер воздействия к его родителям;

— изъятие подростков из отрицательно воздействующей на подростка обстановки;

— применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекающим подростков в пьянство, и иную антиобщественную деятельность;

3. Оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением.

Причем могут быть выделены меры: воздействия на подростков, антиобщественные взгляды которых еще не укрепились и проявляются в совершении отдельных малозначительных проступков.

Цель их применения не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам; воздействия, применяемые к подросткам с достаточно выраженной антиобщественной позицией личности, совершающим правонарушения, не носящие преступного характера. Их цель — не дать возможности реализоваться в преступление антиобщественной позиции личности;

4. Здесь наряду с оказанием, в случае необходимости, помощи подростку, попавшему в неблагоприятные условия семейного воспитания, вплоть до изъятия из отрицательной среды и направления в детский дом, школу-интернат и т. д., возможно применение конкретных мер по организации контроля за его поведением и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (постановка на учет и инспекцию по делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя и т. д.). Сюда же относится и применение различных мер воздействия (общественных, административных, гражданско-правовых, принудительных мер воспитательного характера) к подросткам, допускающим правонарушения.

Исходя из вышеизложенного социальная работа с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям должна решать следующие задачи:

  1. осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и других;
  2. выбор оптимального способа обучения для каждого ребенка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его личность;
  3. оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам
  4. группы риска;
  5. консультативная помощь родителям или лицам, их заменяющим; приложение 9.
  6. методическая и практическая помощь специалистам, занимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной деятельности.

Следовательно можно выделить следующие направления действия:

  1. диагностическое;
  2. психокоррекционное;
  3. оздоровительное;
  4. учебно-воспитательное;
  5. социально-правовое;
  6. консультационное;
  7. научно-методическое;
  8. социально-аналитическое и просветительское.

Особый упор необходимо сделать на учебно-воспитательное и социально-правовое направление в деятельности школы.

Учебно-воспитательное направление деятельности — это осуществление образования детей, имеющих трудности в усвоении образовательных программ в связи с особенностями психофизического развития и неблагополучными социальными условиями жизни, в пределах государственного образовательного стандарта. Создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно — развивающих задач; для восстановления обучаемости и повышения уровня воспитанности.

Социально-правовое направление предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов; консультирование несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактика асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних.

В начале каждого учебного года в нашей школе создаётся банк данных обучающихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Оформляются социальные паспорта каждого класса, и впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. Работниками социально-педагогической службы – тщательно планируется работа с подростками с девиантным поведением: составляется план работы Совета профилактики правонарушений, план совместной работы школы и подразделения по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков, план работы по профилактике употребления психически активных веществ среди несовершеннолетних, план мероприятий по антиалкогольной, антиникотиновой пропаганде; планируются санитарно-просветительская работа.

На заседаниях Совета профилактики правонарушений регулярно заслушивают вопросы поведения и успеваемости «трудных» подростков.

В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые Месячники профилактики правонарушений. В их организации участвуют сотрудники ГИБДД, ППС, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы.

В рамках месячника профилактики правонарушений проводятся беседы для обучающихся по ПДД, о здоровом образе жизни, о правах и обязанностях, пропаганда правовых знаний».

Планирование и проведение комплекса мероприятий в рамках месячника по профилактике правонарушений позволяет привлечь к работе по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних всех участников воспитательного процесса, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на оперативную обстановку и способствует качественному улучшению профилактической работы в подростковой среде.

Педагогический коллектив школы прилагает максимум усилий для организации свободного времени учащихся. В школе работают бесплатные кружки. Успешно работают спортивные секции по настольному теннису, футболу, шахматам. В них в свободное от уроков время охотно занимаются обучающиеся.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию обучающихся согласно их возрастных особенностей, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними

Аржай-оол, А. А. Профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними / А. А. Аржай-оол, А. В. Годованный. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74732/ (дата обращения: 11.12.2022).

В статье раскрываются меры, методы и способы профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними нарушителями, условия, обеспечивающие нормальное развитие несовершеннолетних, а также краткая характеристика детей с девиантным поведением. Кроме того, в статье идет речь также о учебно-воспитательной работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Ключевые слова: профилактика, несовершеннолетние, правонарушение, учебно-воспитательная работа, преступление, правовое регулирование, девиантное поведение.

The article describes measures, methods and methods of prevention of offenses committed by juvenile offenders, conditions that ensure the normal development of minors, as well as a brief description of children with deviant behavior. In addition, the article also deals with educational work with juvenile offenders.

Keywords: prevention, minors, delinquency, educational work, crime, legal regulation, deviant behavior.

Профилактическая работа по предупреждению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, представляет собой довольно сложный процесс, требующий значительных временных затрат. Специфической задачей органа или учреждения, занимающегося профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних, является их ранняя профилактика, предупреждение, а равно создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей.

Под ранней профилактикой правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, понимается следующее:

– выявление несовершеннолетних склонных к совершению правонарушений;

– изучение педагогами их индивидуальных особенностей и причин нравственной деформации;

– выявление типичных кризисных ситуаций в определенных возрастных категориях;

– вовлечение во внеурочную деятельность;

– индивидуальная работа с несовершеннолетними из неблагополучных семей.

Вовремя замеченные отклонения в поведении несовершеннолетних и правильно организованная помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям [2].

В процессе проведения мероприятий по профилактике правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, может возникнуть такая проблема как категоричный отказ родителей (или законных представителей) несовершеннолетнего от работы с ним. Такое поведение может быть обусловлено переживанием за то, что учителя, социальные педагоги или психологи, непосредственно взаимодействующие с несовершеннолетним, выявят неподобающее поведение, методы воспитания несовершеннолетнего им применяемые. Вследствие выявления данных фактов родитель может быть лишен родительских прав как на несовершеннолетнего, с которым проводилась учебно-воспитательная работа, так и его братьев и сестер.

Разрешением данной проблемы может быть внесение изменений в действующее законодательство, которые закрепляли бы порядок учебно-воспитательной работы началом которой стала бы работа именно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего. В процессе данной работы специалисты должны определить имеются ли проблемы в семье, провоцирующие девиантное поведение несовершеннолетнего и проработать их сначала с родителями (законными представителями), а затем уже с несовершеннолетним.

Таким образом, предлагаю Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дополнить статьей 26 следующего содержания:

«Статья 26 Учебно-воспитательная работа по профилактике правонарушений с несовершеннолетними и их родителями (законными представителями)

  1. Учебно-воспитательная работа по профилактике правонарушений, совершаемых несовершеннолетними необходимо начинать с работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего
  2. Учебно-воспитательная работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего должна включать следующее:

а) определить круг проблем в семье

б) выявить факторы, провоцирующие девиантное поведение несовершеннолетнего

в) в случае выявления вышеуказанных факторов проведение работы по их устранению с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего».

Дети, совершающие какие-либо правонарушения, как правило, имеют какие-то отклонения, иначе говоря — дети с девиантным поведением. Дети с девиантным поведением обладают рядом признаков, которые можно разделить по подгруппам. Так, одни дети имеют отклонения от учёбы, низкую общественно-трудовую активность, негативные проявления в виде употребления алкоголя или наркотиков, а также повышенная критичность к родителям и учителям.

Отклонения от учёбы характеризуются неуспеваемостью по нескольким предметам, отставание в интеллектуальном развитии от сверстников, а также отсутствие желания получать знания. Низкая общественно-трудовая активность характеризуется отказом выполнять общественные поручения, показное пренебрежение к одноклассникам, отказ от участия в делах класса, порча общественной собственности.

Повышенная критичность к учителям, родителям и сверстникам выражается в драках, грубости в общении, прогулах уроков, недисциплинированности, избиении младшеклассников, вымогательство, воровство, также нарушение общественного порядка, а вместе с тем и совершение административных правонарушений.

Наиболее эффективный метод профилактики — большое количество внеклассной работы с учащимися, в рамках которой учителем будут учтены интересы детей. Кроме того, организация семейного досуга является мощным ресурсом профилактики отклоняющегося поведения [1]. Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребёнок действительно находит применение своим возможностям и инициативе.

Вместе с тем, важным методом профилактики совершения правонарушений является правовое воспитание, формирование представления о социальных нормах, правилах поведения как в семье, так и в обществе, научить разрешать споры правовыми способами. Это обусловлено тем, что без этого нельзя эффективно разрешить задачи по обучению и воспитания детей с девиантным поведением.

Ранняя профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, осуществляется по нескольким направлениям. К ним относятся:

1) выявление неблагоприятных условий проживания и воспитания несовершеннолетних;

2) выявление и устранение негативных очагов влияния на несовершеннолетних;

3) оказание сдерживающего воздействия на несовершеннолетних с девиантным поведением;

4) оказание помощи несовершеннолетнему попавшему в трудную жизненную ситуацию, находящемуся в неблагоприятных условиях воспитания. В случае необходимости вплоть до изъятия из отрицательной среды и определение в школу-интернат, детский дом и проч.;

5) контроль за поведением и проведение индивидуальной воспитательно-профилактической работы (например, постановка на учёт и инспекцию по делам несовершеннолетних).

Особое внимание следует уделить учебно-воспитательной работе. Учебно-воспитательная деятельность как направление работы учителя представляет собой осуществление образования детей, имеющих трудности в усвоении образовательной программы в связи с тем, что дети имеют некоторые особенности психофизиологического развития, их жизнь проходит в неблагоприятных условиях [3].

  1. Ветошкин С. А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие для среднего профессионального образования. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 242 с.
  2. Гордеева И. В. Профилактика правонарушений среди школьников: педагогический аспект // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. 2015. № 3 (40).
  3. Иванцов С. В., Соломатина Е. А., Страунинг Ю. А., Шмарион П. В., Ивасюк О. Н. Предупреждение преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. — М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 2017. — 244 с.

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, учебно-воспитательная работа, профилактика правонарушений, родитель, общественно-трудовая активность, повышенная критичность, правонарушение, представитель, ранняя профилактика правонарушений, ребенок.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий